"Я бы пошёл с ним в разведку"
Сценарий литературного вечера, посвящённого военной теме в творчестве В. Высоцкого

Ушёл певец, но песнь его сильней

Его слова набатом будят чувство,

И будут помнить поколения людей

Неповторимое искусство.

А. Вознесенский





1-ведущий: Стихи и песни В.Высоцкого о войне - очень интонационно и психологически достоверны. Это прежде всего стихи о настоящих  людях, людях из плоти и крови, сильных, усталых,  мужественных, добрых. Таким людям можно доверить жизнь, Родину, такие люди не подведут. Ведь недаром, даже в мирной жизни, моральные качества человека меряют по военному принципу: «Можно ли с ним пойти в разведку?»Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радиоспектаклях. Особое место в своем творчестве В.С. Высоцкий уделял теме героизма солдата на войне.
В. Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: "Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать - это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером... Мы дети военных лет - для нас это вообще никогда не забудется. Один человек
метко заметил, что мы "довоевываем" в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань
вот этому времени своими песнями. Это почетная задача - писать о людях, которые воевали». Песня "Он не вернулся из боя" - одна из главных в творчестве Высоцкого
(звучит песня В. Высоцкого)



2-ведущий: Много героев было на войне, но ещё, неизмеримо больше было солдат, о подвиге которых никто не узнает , а их родным пришло обнадёживающее – «без вести пропал».
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигает.



1-ый ведущий: Этой песней Владимир Высоцкий неизменно начинал свои выступ­ления — в столичном Доме учёных, на Ленских приисках, в студгородке  Нью-Йоркского штатского университета,
в клубе донецкой шахты, на сборах хоккеистов или в изысканном парижском концертном зале. Словом, везде.
2-ой ведущий: Его не везде понимали.
Они никак не могут понять — почему человек с набухшими жилами поёт дома, что это? Что его так беспокоит?.. Особенно они не понимают, зачем песне заниматься этими проблемами.
1-ый ведущий: Действительно, о чём можно было так петь? Тогда, когда в та­ком дефиците были Правда, Искренность, Открытость... Об этом он и пел.
(звучит песня В. Высоцкого)


2-ой ведущий:
Нуждались и нуждаемся в очищении. От лжи, от двоедушия, кото­рое, как радиация, въедается в кости и не выводится из организма. Высоцкий же был и остаётся противоядием от лжи, барьером против лицемерия.
1-ый ведущий: Поэтому, наверное, мы, скептики, никому не верящие на слово, вол­нуясь, слушаем человека не воевавшего.
2-ый ведущий: Слова не воевавшего Вы­соцкого— почему? Ведь песен о войне так много.

В.Высоцкий родился перед войной и по своему малолетству не мог участвовать в боевых действиях. Но почему же многие люди долгое время считали В.Высоцкого фронтовиком,  да и сами фронтовики всегда признавали его своим, будто он ходил с ними в атаки, сбивал вражеские самолёты. Настолько был убедителен и правдив В.Высоцкий в своём творчестве. Откуда же у поэта столь подробное знание деталей военного быта, столь глубокое проникновение в героизм и трагизм войны? Сам В.Высоцкий говорил, что эта тема в его стихах и песнях подсказана не только воображением, но и рассказами фронтовиков. Его отец, дядя, их друзья были фронтовиками, имели боевые награды. Рассказы этих людей, беседы крепко засели в голове у маленького Владимира. Он постоянно цеплялся  с вопросами о войне к друзьям отца, а в последствии их рассказы нашли отражение в творчестве поэта, им он посвящал стихи и песни. Дважды  Герою Советского Союза Н. М. Скоморохову и его погибшему другу В.Высоцкий посвятил «Балладу о погибшем лётчике».



 

2-ой ведущий: Может, потому, что ре­бята, которые были в Афганистане, вырос­ли на Высоцком, воспитывались на его песнях, слушая их, задумывались о жизни, смерти и подвиге. И он им более понятен, доверие к нему — стопроцентное. Потому что он был честен: чёрное называл чёрным, а не серым или розовым.  А оправдывали  доверие там — в Афганистане, там, где «чу­жие слова» и где «ненужные встречи», там, где так понятна его песня «В темноте»:
(звучит песня В. Высоцкого «В темноте»)



 
1-ый ведущий: —В июле 1941 года (Володе тог­да исполнилось три года) немцы начали бомбить Москву. Мы с сыном спускались в убежище, и там он находил место повыше и читал стихи, громко и выразительно, что- нибудь типа этого: «Товарищ Ворошилов, в нынешний год в Красную Армию брат мой идёт...» Однажды после такого «вы­ступления» пожилой мужчина подошёл ко мне, тихо сказал: «Спасибо за сына»,— и поцеловал мне руку,— вспоминает мать Высоцкого Нина Максимовна.

Звучит песня «А на войне, как на войне»:



2-ой ведущий: В.Высоцкий писал не только о героизме, но и о том, какой ценой доставалась победа, сколько горя и боли принесла война людям, сколько жизней унесла.
 Как не хотелось умирать солдатам, что им было и страшно, и горько терять жизнь, что любой герой , прежде всего человек. Но всё же долг перед Родиной  оказывался  выше страха смерти.

Не обошёл В.Высоцкий в своих стихах и ужасы  блокадного Ленинграда:


«Ленинградская блокада»


 

1-ый ведущий: Такие стихи Высоцкого, как «Штрафные батальоны» и «Все ушли на фронт» позволяют нам понять, насколько сильна в русском человеке любовь к Родине.

Война, как ничто другое обнажает человеческую сущность со всех сторон. Здесь сразу видно друга или предателя, смельчака или труса. А как страшно идти в бой, если не знаешь тех, кто рядом?! Как тяжело терять друзей?! Обо всём об этом сумел рассказать В.Высоцкий в своих произведениях.

Почему всё не так? Вроде – всё как всегда.

3-  

     Никита Михалков.
Стихотворение «Памяти Высоцкого»






Москва Высоцкого хоронит,

Колотит строчка у виска:

«Ах, чуть помедленнее, кони!»,

Хоронит гения Москва.

Наветы, слухи, кривотолки –

Великих вечная судьба,

Но о любви людские толки

Расскажут сами за себя.

Глаза, раскрытые в потемки,

Душа, открытая всему.

Ну, ничего, придут потомки:

Они разложат, что к чему.

Волшебный шестиструнный стон

Звенит и шума не жалеет,

Людей незаменимых нет,

Но кто Высоцкого заменит?

Мужчина подходящих лет

Пред милой женщиной робеет.


Погиб поэт – невольник чести,

В который раз такой конец.

Как будто было неизвестно:

Талант в России – не жилец.


2-ой ведущий: Благодаря Высоцкому учимся помнить, пропускать память через сердце.
И нет у Высоцкого песен просто о небе, только о земле или о море. Есть — о жизни, о мужестве, о готовности идти в разведку.