Тема: Литературно-музыкальная композиция: «Память огненных лет»

Цель: Показать, как в лирике этого периода нашли отражение духовная    жизнь общества периода войны, героизм и патриотизм народа.

Усовершенствовать навыки выразительного чтения, развивать творческое видение.
Воспитывать чувство патриотизма, благодарности, уважения, сочувствия.
Оборудование: художественный фильм периода войны, фонограммы песен военных лет («Землянка», «В лесу прифронтовом», «Враги сожгли родную хату», выставка рисунков)
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
ІІ. ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ.

Учитель: Наш урок посвящается тем, кто погиб на войне и тем, кто вернулся с нее. Самое страшное на свете - война, когда гремят взрывы, стонет земля, гибнут люди. История знает немало войн, какие-то войны помнят дольше, про какие-то забывают, но эта война, что забрала жизни около 40 миллионов людей, никогда не будет забыта, потому что она оставила след почти в каждой семье.
1-ый ученик: Великая Отечественная война 1941-1945 гг. не случайно названа Великой. Осмысление этого периода нашей истории помогает нам лучше понять свои корни, наш национальный характер, наше настоящее и будущее.
(показ отрывка из кинофильма «На безымянной высоте» с синхронным чтением стихотворения «Постарела мать за много лет»)



2-ой ученик:
Поэты и писатели, как и все русские люди, добровольцами ухолили на фронт. Более 1000 человек из писательской организации воевали с врагом. 500 из них были награждены орденами и медалями, 18 стали Героями Советского Союза, 275 - не вернулись с поля боя. Как писал А.Твардовский, прошедший всю войну фронтовым корреспондентом:


Грянул год, пришёл черёд,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ,
И за всё на свете.

3-ий ученик: Константин Симонов.

Поэт, писатель, драматург. В годы войны был на фронте в качестве военного корреспондента газеты «Красная Звезда». В первые месяцы войны, находясь под Смоленском, в трагические дни отступления наших войск, Константин Симонов написал исполненное душевной муки стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».
(под фонограмму песни «Белеет ли в поле пороша», учитель читает стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»)
4-ый ученик: Алёша, к которому обращается Симонов, - это его фронтовой друг Алексей Сурков, тоже поэт, автор слов знаменитой песни «Землянка».
(Прослушивание песни «Землянка»).
Уходя на фронт, солдаты помнили, что оставляют дома отцов и матереё, жён и детей. Память о близких помогала им переносить тяготы войны. От имени всех фронтовиков Константин Симонов написал ставшее солдатским наказом стихотворение «Жди меня».
(под фонограмму песни, «Где же вы, друзья однополчане», учитель читает стихотворение К. Симонова «Жди меня»)
5-ый ученик: Нам интересно, какими они были, люди тех лет, во имя чего воевали и как смогли выдержать такие трудности, что вдохновило их на победу.
Поэтесса Юлия Владимировна Друнина родилась в Москве в 1924 году.

Сразу же после окончания школы, в первые дни войны, она ушла добровольцем а фронт. Служила санинструктором. Награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». В боях была ранена и контужена.
Стихотворение Ю.Друниной «Я ушла из детства», написано в 1942 году.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в мать
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

6-ой ученик: Яркие, иногда очень короткие жизни. Наш земляк, харьковчанин Михаил Кульчицкий.

 Добровольцем ушёл на фронт. Погиб под Сталинградом 19 января 1943 года. Предчувствуя войну, в 1939 году, будучи студентом филологического факультета Харьковского университета, написал такие стихи:

Я люблю родной мой город Харьков -
Сильный, как пожатие руки.
Он лежит в кольце зелёном парков,
В голубых извилинах реки...
От Москвы к нему летят навстречу
Синие от снега поезда.
Связан он со всей страною крепче,
Чем с созвездьем связана звезда.
И когда повеет в даль ночную
От границы орудийный дым –
За него и за страну родную
Жизнь, коль надо будет, отдадим.

7-ой ученик: В стихах Павла Когана, автора знаменитой песни «Бригантина», тоже отражены настроения его поколения - поколения людей, отдавших жизнь за свободу отчизны.

Павел, как и Михаил, учился в Харькове. Ушёл на фронт со студенческой скамьи. Погиб в 1942 году.

Я слушаю далёкий грохот,
Подпочвенный неясный гуд,
Там подымается эпоха,
И я патроны берегу.
Я крепко берегу их к бою.
Так дай мне мужество в боях.
Ведь если бой, то я с тобою,
Эпоха громкая моя.

8-ый ученик: А.Твардовский вспоминал:

 «Осенью 1942 года мы с корреспондентом «Известий» добирались в дивизию полковника Кириллова под Ржев. Впечатления этой поездки были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце. Бои шли тяжёлые, потери были очень большие...» Очевидно, под этим впечатлением родилось у Твардовского стихотворение «Я убит подо Ржевом»
Учитель: (читает отрывок из стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом»
9-ый ученик: Сергей Наровчатов.

В 1941 году окончил Московский институт истории, философии и литературы и одновременно - Литературный институт. А было ему в это время чуть больше двадцати лет. В первые дни войны добровольцем ушёл на фронт, воевал до победы. Правда о войне - одна из главных тем в творчестве поэта-фронтовика, и ей посвящено стихотворение С.Наровчатова «О главном».
10-ый ученик:
Не будет ничего тошнее,
Живи ещё хоть сотню лет,
Чем эта мокрая траншея,
Чем это серенький рассвет.
Стою в намокшей плащ-палатке,
Надвинув каску на глаза,
Ругая власть и без оглядки
Всё то, что можно и нельзя.
Сегодня лопнуло терпенье,
Осточертел проклятый дождь,-
Пока поднимут в наступленье,
До ручки, кажется, дойдёшь.
Ведь как-никак мы в сорок пятом,
Победа - вот она! Видна!
Выходит срок служить солдатам,
А лишь окончится война,
Тогда-то, главное, случится!..
А мне, мальчишке, невдомёк,
Что ничего не приключится,
Чего б я лучше делать смог.
Что ни главнее, ни важнее
Я не увижу в сотню лет,
Чем эта мокрая траншея,
Чем этот серенький рассвет.

11-ый ученик: Сергей Орлов.

Ушёл на фронт с первого курса университета. Командовал танковым взводом. На фронте начал писать стихи. В 1944 году написал всемирно известный реквием павшим героям

(под фонограмму песни «Песня о солдате» ученик читает стихотворение)

Его зарыли в шар земной,                 На рыжих скатах тучи спят,

А был он лишь солдат,                     Метелицы метут,

Всего, друзья, солдат простой,         Грома тяжёлые гремят,

Без званий и наград.                       Ветра разбег берут.

Ему как мавзолей земля -                 Давным-давно окончен бой...

На миллион веков,                           Руками всех друзей

И Млечные Пути пылят                     Положен парень в шар земной,

Вокруг него с боков.                        Как будто в мавзолей.

12-ый ученик: Война наложила свой суровый отпечаток на всю дальнейшую жизнь тех, кто прошёл через неё. «Вечное обязательство живых перед павшими» тревожит душу поэта Александра Твардовского.
 Я знаю, никакой моей вины  

В том, что другие не пришли с войны,

 В том, что они - кто старше, кто моложе -
 Остались там, и не о том же речь,
 Что я их мог, но не сумел сберечь, -
 Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...

Учитель: Наряду с другими поэтами много украинских поэтов посвятили событиям того времени свои поэтические произведения.

13-ый ученик:

Його убито. А листи йому йдуть...
Дружина пише, що тільки ним горить і дише...
А він - у царстві  темноти...
I йдуть, і йдуть, і йдуть листи...
Холодне срібло з висоти з-за хмари лине на могилу...
А в ній - солдатське біле тіло,
На ній під місяцем цвіти.I йдуть, і йдуть, і йдуть листи...
Шумить, хвилюється трава, мов заглядає у смертне ложе...
А в небі зорі, як слова листів, що він читати не може...
Не б’ється  серце молоде... але приходить ось година,
I на могилу ту кладе листи печальні Україна...

(I. Свтличний)

Учитель: С началом войны прошла беда и в наше село.
(рассказ учителя об оккупации с. Павлополь)
14-ый ученик: В сентябре 1941г. наше село было оккупировано немцами. За время оккупации немцы распоряжались в селе своими фашистскими методами.
15-ый ученик: 35 человек угнали в Германию на каторжные работы. 33 девушки вернулись домой, а две умерли в Германии. 12 девушек проживало в нашем селе, многих уже нет в живых.
16-ый  ученик: 8 сентября 1943г. - стал Днем освобождения с. Павлополь. В боях за наше село погибло 315 человек. Это танкисты и пехотинцы, сержанты и старшины.Учитель: Центральная улица в нашем селе названа в честь героя-освободителя Сивухина Александра Андреевича.
(рассказ учителя о создании в школе комнаты Боевой Славы, о ежегодных встречах с ветеранами войны,  которые освобождали село,  о переписке с ребятами из школы №29 г. Донецка,  ведущими поисковую работу).
17-ый  ученик:

Скільки вас із доріг не вернулось до отчого дому,
Хоч затихла весною у світі вогненна гроза,
А синів матері виглядають у горі нікому –
Крає серце пекуча ще й досі сльоза.
Сплять солдати в степах під волошковим небом Європи,
А розквітлому щастю, здається, немає кінця,
Біля Волги й Дніпра заросли пшеницями окопи,
Тільки в хмарах солдатських зосталися наші серця.

18-ый ученик: Во многих стихотворениях показано величие подвига обыкновенных рядовых солдат, какие отстояли независимость своей Отчизны. Они бились до последнего, погибали, но не

сдавались, оставаясь в памяти.

19-ый ученик: Наш народ выстоял в грозные годы Великой отечественной войны. Выстоял и победил. Сбылось пророчество Анны Ахматовой, сделанное ею в 1942 году в стихотворении «Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Но горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём Навеки!

20-ый ученик:

Тут розмовляє історія, шумить...

У згадці знов Велика Вітчизняна,

Вона застерігає нас кожну мить.

Щоб спогад про полеглих вік не в’янув,

Над бором з автоматом став боєць

При в’їзді в наше павлопольське місто...

А скільки тут спинилося сердець

В боях за місто в ранок той імлистий?!

Лежать вони у парку молодім...

Хай пухом їм  земля вкраїнська буде,

Тут кожен з них знайшов свій вічний  дім.

Ви ж їх не забувайте, добрі люди!
 (1.Світличний)

Учитель: (под фонограмму песни «А нам нужна одна победа», учитель читает стихотворение А. Твардовского «В тот день, когда кончилась война»)
По завершению литературно - музыкальной композиции, ребята вместе с гостями поют песни военных лет.