План - конспект по литературе для учащихся
6 класса
Тема: «Солнце согревает землю, друг – душу»
Роль дружбы в жизни юных героев.
Цель: - раскрыть роль дружбы в жизни героев;
- развивать монологическое высказывание;
- показать проблему взаимоотношений детей.
Опережающее задание: Дома подготовить иллюстрации к повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», подобрать пословицы о дружбе.
Оборудование: выставка рисунков, подборка пословиц, компьютер, запись песни «Генералы песчаных карьеров», магнитофон, словарь В. Даля, сердечки, отпечатанное «Поучения Мономаха», микрофон, запись песен «Улыбка», «Дружба».
Базовые понятия: сострадание, нравственность, милосердие, сочувствие.
Тип урока: комбинированный
ЭПИГРАФ.
« Лучше иметь в груди кусочек
человеческого сердца вместо
холодного камня»
ПЛАН УРОКА:
I.Организационный момент 3 мин.
II. Объявление темы и цели урока 2 мин.
III. Актуализация опорных знаний 10 мин.
1. Проверка домашнего задания.
Физминутка.
IV. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
2. Работа со словарем.
3. Эвристическая беседа.
V. Обобщение и систематизация.
VI. Подведение итогов.
1. Рефлексия.
VII. Домашнее задание.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Учитель: Ребята, давайте подарим друг другу самое прекрасное –
улыбку. Ведь именно улыбка помогает нам преодолеть
все трудности, поднять настроение. И я думаю, что улыбка
поможет нам сегодня на уроке.
( звучит песня «От улыбки» Учитель предлагает детям подарить улыбку друг другу)
II.Объявление темы и цели урока.
III.Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
( Дети защищают рисунки к повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»,
читают подобранные ими пословицы о дружбе)
IV.Изучение нового материала.
1. Слово учителя:
(учитель задает вопросы, дети, передавая микрофон, отвечают на вопросы)
-Зачем мы читаем?
-Что дает нам чтение?
- Если тебе предложили книгу и фильм, что ты выберешь?
- Чему может научить нас книга?
- Какие чувства вызывает у тебя чтение книг?
Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, бережное отношение к окружающим.
Каков мир, в котором ты живешь? Нам всегда жалко маленького котенка, который, сжавшись в комочек, сидит под дождем. Мы готовы прийти на помощь маленькому птенчику, выпавшему из гнезда. А всегда ли мы готовы прийти на помощь людям, которые вынуждены жить на улице, просить милостыню, нуждаются в нашем милосердии, сострадании. Не только писатели, но и поэты обращаются к теме обездоленных детей. Какие вы знаете стихотворения?
(Дети читают стихотворения)
Слово учителя: В.Г. Короленко сумел проникнуть в тайны человеческой души, посочувствовать им, разделить с ними радость, горе, одиночество. А самое главное, он дал нам понять, что такое дружба.
(просмотр кадров из фильма) Республика Шкид
2. Работа со словарем
Обращаясь к словарю Даля, давайте прочитаем, что же такое дружба? Ребята, как вы думаете, что входит в понятие дружба?
(учащиеся называют такие понятия как: сочувствие, нравственность, сострадание, милосердие).
(Учитель предлагает детям составить букет дружбы. На доске нарисованы стебельки и листочки будущего букета, ребята добавляют лепестки. На лепестках написано: сочувствие, нравственность, сострадание милосердие).
3. Эвристическая беседа: Ребята, мы с вами говорим о сострадании, милосердии, скажите, почему Короленко обращается к теме обездоленных детей?
Ответы детей:
-На примере повести он показал, чтобы голод, безвыходность, одиночество исчезло из жизни детей.
-Он хотел, чтобы мы глазами Васи увидели страшный мир обездоленных детей.
-Чтобы мы, встретив таких детей на улице, протянули им руку помощи, проложили тропинку милосердия.
Слово учителя: Ребята, давайте и мы проложим такую тропинку, и что бы вы им хотели пожелать?
(звучит песня «Генералы песчаных карьеров». Ребята под звуки песни на импровизированном маршруте прокладывают тропинку милосердия)
Слово учителя:
- Когда произошло первое знакомство Васи и Валека? Почему это знакомство так увлекло Васю?
- Какая деталь в портретной характеристике больше всего поразила Васю?
(ребята из учебника зачитывают портретную характеристику)
- Чем эти дети отличаются от детей из той жизни, в которой живет Вася?
- Какое впечатление произвела на вас крепость?
(ребята зачитывают описание крепости)
- Почему у Валека и Маруси не было настоящих друзей?
- Какие чувства вызывают у вас такое понятие «серый камень»?
(дети называют: жестокость, голод, страх, ужас,
черствость, равнодушие, жестокость, несправедливость)
Вывод: Серый камень является символом жестокости и несправедливости законов общества)
-Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие, воруют, чтобы прожить?
- Что Вася смог своей дружбой дать детям подземелья?
- Что дала дружба с Васей Валеку и Марусе?
Вывод: Если бы люди жили по законам человеческого сердца, поступали как велит им совесть, то не было бы серых камней.
Учитель: Ребята, на доске изображено сердце. Давайте соединим ваши маленькие сердца с сердцем взрослых, чтобы ми, взрослые, не забывали детей, всегда могли протянуть им руку помощи)
( у каждого ребенка в руках маленькое сердечко)
Вопрос учащимся: Кто из великих людей учил нас жить по законам сердца?
(дети называют Владимира Мономаха)
Учитель: Я хочу подарить вам Поучения Мономаха, чтобы вы жили по законам добра, любви, дружбы.
(Учитель раздает детям Поучения Мономаха. Дети в свою очередь дарят Поучения Мономаха гостям)
V.Обобщение и систематизация
Учитель: Мы сегодня с вами много говорили о добре, о дружбе, о милосердии, и я думаю, что мы еще на шаг приблизились к тому, что хотел довести до наших сердец писатель, помог увидеть мир глазами детей, лишенных ласки, любви, помощи взрослого человека.
И в заключении я хочу спросить у вас: «Вы до сих пор считаете Валека и Марусю «дурным обществом»?
Ученик: Нет. Вася живет по законам своего сердца и откликается на сердечное участие, тепло и внимание того, кого называют «дурным обществом»
VI.Подведение итогов
1. Рефлексия:
(каждый учащийся получает по импровизированному солнышку, на котором он должен записать: «Самое главное, что я сегодня понял на уроке»?
(звучит песня «Дружба», дети исполнят куплет и припев)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий верный друг.
(под звуки этой же песни дети читают стихотворения)
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек!
VII. Домашнее задание.
Прочитать главы VI, VII, VIII.
Дифференцированные задания.