План - конспект по литературе для учащихся

6 класса




Тема: «Солнце согревает землю,  друг – душу»

           Роль дружбы в жизни юных героев.

Цель: - раскрыть роль дружбы в жизни героев;

          - развивать монологическое высказывание;

          - показать проблему взаимоотношений детей.

Опережающее задание: Дома подготовить иллюстрации  к повести В.Г.   Короленко «В дурном обществе», подобрать пословицы о дружбе.

Оборудование:  выставка рисунков, подборка пословиц, компьютер, запись песни  «Генералы песчаных карьеров», магнитофон, словарь В. Даля, сердечки, отпечатанное «Поучения Мономаха», микрофон, запись песен «Улыбка», «Дружба».

Базовые понятия: сострадание, нравственность, милосердие, сочувствие.

Тип урока: комбинированный

                                                                                                        ЭПИГРАФ.

                                                                          « Лучше иметь в груди кусочек

                                                                             человеческого сердца вместо

                                                                              холодного камня»

 

ПЛАН УРОКА:

 

I.Организационный момент            3 мин.

II. Объявление темы и цели урока   2 мин.

III. Актуализация опорных знаний  10 мин.

1.     Проверка домашнего задания.

Физминутка.

IV. Изучение нового материала.

1.     Слово учителя.

2.     Работа со словарем.

3.     Эвристическая беседа.

V. Обобщение и систематизация.

VI. Подведение итогов.

1.     Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

 

                                             ХОД УРОКА.

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

         Учитель: Ребята, давайте подарим друг другу самое прекрасное –

                улыбку. Ведь именно улыбка помогает нам преодолеть

               все трудности, поднять настроение. И я думаю, что улыбка

                                поможет  нам сегодня на уроке.

( звучит песня «От улыбки» Учитель предлагает детям подарить улыбку друг другу)

II.Объявление темы и цели урока.

III.Актуализация опорных знаний.

1.     Проверка домашнего задания.

( Дети защищают рисунки к повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»,

читают подобранные ими пословицы о дружбе)

 

IV.Изучение нового материала.

1. Слово учителя:  

(учитель задает вопросы, дети, передавая микрофон, отвечают на вопросы)

-Зачем мы читаем?

-Что дает нам чтение?

- Если тебе предложили книгу и фильм, что ты выберешь?

- Чему может научить нас книга?

- Какие чувства вызывает у тебя чтение книг?

   Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели пытаются пробудить в наших душах  добрые и искренние чувства, бережное отношение к окружающим.

Каков мир, в котором ты живешь?  Нам всегда жалко маленького котенка, который, сжавшись в комочек, сидит под дождем. Мы готовы прийти на помощь маленькому птенчику, выпавшему из гнезда. А всегда ли мы готовы прийти на помощь людям, которые вынуждены жить на улице, просить милостыню, нуждаются в нашем милосердии, сострадании. Не только писатели, но и поэты обращаются к теме обездоленных детей. Какие вы знаете стихотворения?

(Дети читают стихотворения)

Слово учителя: В.Г. Короленко сумел проникнуть в тайны человеческой души, посочувствовать им, разделить с ними радость, горе, одиночество. А самое главное, он дал нам понять, что такое дружба.

(просмотр кадров из фильма) Республика Шкид



2. Работа со словарем

Обращаясь к словарю Даля,  давайте прочитаем, что же такое дружба? Ребята, как вы думаете, что входит в понятие дружба?

(учащиеся называют такие понятия как: сочувствие, нравственность, сострадание, милосердие).

(Учитель предлагает детям составить букет дружбы. На доске нарисованы стебельки и листочки будущего букета, ребята добавляют лепестки. На лепестках написано: сочувствие, нравственность, сострадание милосердие).

3. Эвристическая беседа:   Ребята, мы с вами говорим о сострадании,      милосердии, скажите, почему Короленко обращается к теме обездоленных детей?

Ответы детей:  

-На примере повести он показал, чтобы голод,   безвыходность,  одиночество исчезло из жизни детей.

-Он хотел, чтобы мы глазами Васи увидели страшный мир обездоленных детей.

-Чтобы мы, встретив таких детей на улице, протянули им руку помощи, проложили тропинку милосердия.

Слово учителя: Ребята, давайте и мы проложим такую тропинку, и что бы вы им хотели пожелать?

(звучит песня «Генералы песчаных карьеров». Ребята  под звуки песни  на импровизированном маршруте прокладывают тропинку милосердия)



Слово учителя:

- Когда произошло первое знакомство Васи и Валека? Почему это знакомство так увлекло Васю?

- Какая деталь в портретной характеристике больше всего поразила Васю?

(ребята из учебника зачитывают портретную характеристику)   

- Чем эти дети отличаются от детей из той жизни, в которой живет Вася?

- Какое впечатление произвела  на вас крепость?

(ребята зачитывают описание крепости)                

- Почему у Валека и Маруси не было настоящих друзей?

- Какие чувства вызывают у вас такое понятие «серый камень»?

(дети называют: жестокость, голод, страх, ужас, черствость, равнодушие, жестокость, несправедливость)

  

Вывод:  Серый камень является символом жестокости и несправедливости законов общества) 

-Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие, воруют, чтобы прожить?

- Что Вася смог своей дружбой дать детям подземелья?

- Что дала дружба с Васей Валеку и Марусе?

Вывод: Если бы люди жили по законам человеческого сердца, поступали как велит им совесть, то не было бы серых камней.

Учитель: Ребята, на доске изображено сердце. Давайте соединим ваши маленькие сердца с сердцем взрослых, чтобы ми, взрослые, не забывали детей, всегда могли протянуть им руку помощи)

( у каждого ребенка в руках маленькое сердечко)

Вопрос учащимся: Кто из великих людей учил нас жить по законам сердца?

(дети называют Владимира Мономаха)

Учитель: Я хочу подарить вам Поучения Мономаха, чтобы вы  жили по законам добра, любви, дружбы.

(Учитель раздает детям Поучения Мономаха. Дети в свою очередь дарят Поучения Мономаха гостям)

 

V.Обобщение и систематизация

Учитель: Мы сегодня с вами много говорили о добре, о дружбе, о милосердии, и я думаю, что мы еще на шаг приблизились к тому, что хотел довести до наших сердец писатель, помог увидеть мир глазами  детей, лишенных ласки, любви, помощи взрослого человека.

И  в заключении я хочу спросить у вас:  «Вы до сих пор считаете Валека и Марусю «дурным обществом»?

Ученик: Нет. Вася живет по законам своего сердца и откликается на сердечное участие, тепло и внимание того, кого называют «дурным обществом»

VI.Подведение итогов

1. Рефлексия:

(каждый учащийся получает по импровизированному солнышку, на котором он должен записать: «Самое главное, что я сегодня понял на уроке»?

(звучит песня «Дружба», дети исполнят куплет и припев)

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий верный друг.

 

(под звуки этой же песни дети читают стихотворения)

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

 

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек!

 

VII. Домашнее задание.

Прочитать главы VI, VII, VIII.

Дифференцированные задания.

Подготовить пересказ на тему: "Последняя осень Маруси”.