(учитель читает и комментирует слайды № 2-23)

Ученик читает отрывок стихотворения  М. Джалиля «Варварство».

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слёз, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Ведущий 2. Вторая мировая война принесла народам всего мира неисчислимые  бедствия. Среди моря человеческих страданий особо говорят  о еврейской Катастрофе. На западе её называют греческим словом «холокост», в Израиле – «шоа».  Холокост — «всесожжение» — систематическое преследование и истребление  нацистами еврейский  народ.

Ведущий 1. Отправляя своих солдат в поход, Гитлер провозглашал, что освобождает их от химеры, которая называется совестью. Это означало: будь хуже зверя убивай без оглядки, грабь, жги, насилуй, глумись над страданием беззащитных женщин, стариков, детей. И фашисты точно следовали выполнению этого указания.

Ведущий 2. С началом войны немцы осуществляют искоренение евреев. Мужское население в возрасте от 14 до 60 лет сгоняли на площади, превращенные в кладбища. Расстреливали и забрасывали гранатами ребятишек из детских домов, стариков из домов престарелых, больных. Женщин убивали на улице.

Ведущий 1.10 марта 1933 г. в Берлине состоялось символическое сожжение "вредных” книг, организованное Геббельсом. Среди "вредных” оказались произведения Генриха Гейне, Томаса Манна, Зигмунда Фрейда, Стефана Цвейга, Альберта Эйнштейна.  За сто лет до появления в сердце Европы нацистских вандалов великий немецкий поэт Генрих Гейне пророчески предсказал: "Там, где сжигают книги, будут жечь людей”.

Ведущий 2. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938 года, получил название «Хрустальная ночь». Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.

Ученик читает стихотворение «Хрустальный звон»

Земное зло ушло в небытиё.
Но памяти осколки ранят душу.
Остался жив! И клятвы не нарушу.
«Ночь хрусталя» – нам не забыть её.

Хрустит стекло, разбитое, в ночи.
Нет, не стекло, – душа хрустит.
Нет, не забыт, никто здесь не забыт.
И Ты не позабудь! Не промолчи!

(показ 26 слайда .Учитель читает слова)

Учитель .1сентября 1939года – началась Вторая мировая война. «Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена.  Евреи – это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые  во взаимоотношениях с врагами» (из речи Артура Зейса-Инкварта 12.03.1941 года на собрании нацистской партии).  После оккупации фашистами, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки  с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте

Ученик читает стихотворение «Звезда Давида»

Два треугольника – звезда.
Щит праотца. Отца Давида
Избрание – а не обида,
Священный дар, а не беда.
Здесь было горе – горе без счёта.
Жёлтые звёзды – звёзды почёта.
Звёзды  униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.
Жёлтые звёзды, звёзды
Давида, горькие слёзы еврейской обид.

Учитель: В крупных городах создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей.  Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.  

 Ведущий 1. Нацисты до нитки грабили тех, кого депортировали в концентрационные лагеря. Все личные вещи — одежда, обувь, очки, кольца, детские коляски — конфисковывались немедленно по прибытии. Многое из награбленного отправляли в Германию для раздачи немецкому населению.

Ведущий 2. Они грабили даже трупы своих жертв. Женские волосы, срезанные до или после газовых камер, шли на изготовление теплых носков и одеял для экипажей подводных лодок. Вырванные золотые зубы переплавляли. Золу от сожженных тел применяли в качестве сельскохозяйственного удобрения.

 ( ЗВУЧИТ ПЕСНЯ    А. Розенбаума «Бабий Яр» слайд №24)

(учитель читает слова)

Ведущий 1. Cимволами трагедии еврейского народа стали:  Бабий Яр в Киеве, Яновский лагерь во Львове, Треблинка , Понары,  Майданек, Освенцим. Во время Катастрофы европейского народа  было истреблено 6 миллионов 100 тысяч человек

Ведущий 2. Бабий Яр - овраг на северо-западной окраине Киева. Это горестное напоминание о всех бесчисленных казнях и расстрелах, учиненных фашистами – жестокое свидетельство, достоверная ПРАВДА во всем, вплоть до частностей, до ворохов одежды, сорванной палачами со своих жертв.    В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. Первый расстрел произошёл 27 сентября 1941г. — были расстреляны 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, которая находилась в непосредственной близости к оврагу. Затем расстрелы продолжались. В течение нескольких  дней было расстреляно 70 тысяч мирных жителей из них - 33 тысячи евреев.

Учитель: Впереди – трое: мать, отец, сын-подросток. Их черед настал: мать прикрыла рукой глаза мальчика, чтобы не видел ребенок направленного на него автомата палача; отец огромной ладонью защитил его грудь... Отчаянная и безнадежная попытка родителей спасти сына, охранить, уберечь... Последнее мгновение перед гибелью, последняя страстная воля к жизни. Те, что идут следом за ними в ожидании своего смертного мига кажется, и видят и не видят ни этих трех, что впереди, ни друг друга. Каждый наедине с самим собой, со своей неумолимой судьбой.

(Звучит песня в исполнении  Нателлы Болтянской  «Бабий Яр»» слайд №25)

(Ученик читает стихотворение «Дети, рожденные в гетто» во время чтения переход до слайда № 34)

Еврейский мальчик в гетто,
В кольце враждебных стен,
В круженье тьмы и света,
Стоит, сдаваясь в плен.

Пойдёт он, голоногий,
В коротеньком пальто,
По ледяной дороге,
И не спасёт никто.

 (на слайде №34 учитель читает слова)

Учитель 1. Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

Ведущий 2. Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым  от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

(показ слайда №35, звучит стихотворение «Пепел»)

Учитель читает стихотворение Э. Межелайтиса «Пепел». (Слайд №37)

Эта рыжая пыль под ногами,  щебёнка                                                                           

Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?                                                               

Это, может  быть, резвые ноги ребёнка,                                                                        

Что за белою бабочкой гнался межой;                           

Или ручки, – дитя ими тянется к маме,                                                                

Обнимая за шею, ласкается к ней…                                                                                

Или был этот щебень большими руками,

Что с любовью к груди прижимали детей.                                                                   

Этот  пепел, который разносится с ветром,                                                                 

Был глазами, смеялся и плакал порой,                                                                           

Был губами, улыбкою, музыкой, светом,                                                                  

Поцелуями был этот пепел седой.

Был сердцами, тревогою, радостью, мукой, 

Был мозгами, сплетеньем извилин живых,–

Слово «Жить» до конца, словно буква за буквой,

Точно белым по чёрному вписано в них.                                                                     

Эти волосы – локоны, косы и пряди,                                                                             

Что навалены мёртвой, косматой горой,

Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил.

И сухими губами касался порой.

Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,

Золотые надежды, сияние глаз…

Крематориев страшных горящие печи.                                                                    

Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.

(на слайде №35 ведущие читают слова)

Ведущий 1.Самые крупные лагеря смерти были в Польше.  Их оборудовали  газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, они проходили селекцию .  Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли  прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным  с позиции технологии убийства  был лагерь в Освенциме, где за один день   подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии   сжигались  в печах   крематория.

(переход на слайд №36)

Звучит песня Евтушенко  «Бабий Яр»

(переход на слайд №37,  ученик читает стихотворение)

Ученик читает отрывок из стихотворения «Бабий Яр»

Над бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный вопль,
Над тысячами тысяч погребенных,
Я – каждый здесь расстрелянный старик.
Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
Про это не забудет!

Над Бабьим Яром памятников нет,
Крутой обрыв,
Как грубое надгробье.
Мне страшно,
Мне сегодня столько лет,
Как самому еврейскому народу.

Ведущий 2 . Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.  Мы, сегодняшнее поколение не должны забывать трагедии прошлого, мы должны помнить о тех, кто никогда уже не уведет свет солнца, о тех, кто прошел, круги ада и остался человеком, кто, глядя смерти в лицо, не отказался от своего народа и своей Родины. Мы, в вечном долгу перед теми, кто выстоял и победил.

Ученик читает стихотворение «Холокост»

Бродят тучи над планетой,

Словно пленники в неволе.

В душном воздухе, прогретом,

Слышатся мне звуки боли.

Это души Холокоста,

Чьи разбросанные кости,

Что остались без погоста,

Стонут, просятся к нам в гости.

Просят, чтобы их согрели,

И обмыли, и одели,

И земле родной предали,

И молитву прошептали.

А в просторах неба где-то

Тихо бродят тени гетто,

Словно звездочки на небе,

Только нету с ними ребе.

Тихо, буднично и просто,

Бродят души Холокоста...

Учитель: Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.                           

Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой   защищать и растить дитя.

(Звучат слова со слайда №37)

Народ, потерявший каждого третьего соплеменника, не только увековечил память погибших, но уже в 1953 году посадил в Иерусалиме первое дерево на будущей аллее в честь Праведников Народа Мира. В честь тех, кто рисковал своей жизнью и жизнью своих близких, чтобы спасти хотя бы одного еврея. Урока только этого нравственного подвига тысяч людей разных национальностей достаточно, чтобы Холокост никогда не был забыт. Особенно, если эти люди – твои сограждане. Не говоря уже о жертвах.

(Переход на слайд №38)

"Посмотрите на эту женщину - запомните её навсегда!

В возрасте 98-и лет умерла женщина по имени Ирина. Во время Второй мировой войны Ирина получила разрешение на работу в Варшавском гетто в качестве сантехника/сварщика. У неё были на то "скрытые мотивы". Будучи немкой, она знала о планах нацистов по поводу евреев. На дне сумки для инструментов она стала выносить детей из гетто, а в задней части грузовичка у неё был мешок для детей постарше. Там же она возила собаку, которую натаскала лаять, когда немецкая охрана впускала и выпускала машину через ворота гетто. Солдаты, естественно, не хотели связываться с собакой, а её лай прикрывал звуки, которые могли издавать дети. За время этой деятельности Ирине удалось вынести из гетто и тем самым спасти 2500 детей. Её поймали; нацисты сломали ей ноги и руки, жестоко избили. Ирина вела запись имён всех вынесенных ею детей, списки она хранила в стеклянной банке, зарытой под деревом в её заднем дворе. После войны она попыталась отыскать всех возможно выживших родителей и воссоединить семьи. Но большинство из них окончило жизнь в газовых камерах.

(На заставке слайда №38 учитель читает стихотворение «Детская косичка».

Детская косичка в Освенциме

Осень сменяет лето, пятый раз сменяет.
а тонкая, словно ящерка, девочкина косичка
лежит в Освенцимском музее - живет и не умирает.

Мамины пальцы сгорели, но все-таки ясно видно,
как девочку в путь-дорогу пальцы те собирают,
то они цепенеют, то беспомощно виснут,
и черную ленту предчувствий
в тонкую косу вплетают.

Туго косичка закручена, не расплетется до вечера
скупые змейки стелются - мама горько плачет.
Девочка улыбается ласково и доверчиво,
девочка не понимает, что эти слезы значат.
Вот палачи ледяные - банды их ясно вижу-
косят людские волосы, мечут в стога большие.
Легкие детские локоны ветер уносит выше,
в грузные копны сложены женские косы густые.
Словно шерсть настриженную, словно руно овечье,
в кучи их кто-то сваливает и припинает ногами.
Вижу - пылают яростью большие глаза человечьи,
вижу старух испуганных рядом со стариками.

То, что словами не выскажешь, тоже вижу ясно:
пламя пышет из топки и палачей озаряет,
длинные их лопаты от детской крови красные,
стылые детские трупы в топку они швыряют.
Вижу седины бедные, все в серебристом инее,
и рядом - как ящерка - тонкую девочкину косичку,
вижу глазенки детские - большие, синие-синие.

(Рассказ учителя о памятниках жертвам Холокоста с переходом на слайды №39-43)

Песня в исполнении Зиброва «Бабий Яр» (Слайд №44)

(Ученик читает стихотворение)

                               Нам нужен мир – тебе, и мне,

                               И всем на свете детям,

                               И должен мирным быть рассвет,

                               Который завтра встретим.

                              Нам нужен мир, трава в росе,

                              Улыбчивое детство.

                              Нам нужен мир прекрасный,

                              Полученный в наследство.